- МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
МИФОЛОГИ́ЧЕСКАЯ ШКО́ЛА, направление в фольклористике и литературоведении XIX в., возникшее в эпоху романтизма; ее философская основа эстетика Ф. Шеллинга и братьев А. Шлегеля и Ф. Шлегеля, воспринимавших мифологию как «естественную религию». Для М. ш. характерно представление о мифах как о «необходимом условии и первичном материале для всякого искусства» (Шеллинг), как о «ядре, центре поэзии» (Ф. Шлегель). Окончательно М. ш. оформилась в трудах братьев Я. и В. Гримм («Немецкая мифология», 1835). Согласно их теории, народная поэзия имеет «божественное происхождение»; из мифа в процессе его эволюции возникли сказка, эпическая песня, легенда и другие жанры; фольклор бессознательное и безличное творчество «народной души». Пользуясь методом сравнительного изучения, братья Гримм объясняли сходные явления в фольклоре разных народов общей для них древнейшей мифологией.
М. ш. распространилась во многих странах Европы и развивалась в двух основных направлениях: «этимологическом» (лингвистическая реконструкция начального смысла мифа) и «аналогическом» (сравнение сходных по содержанию мифов). Представители первого А. Кун (Германия), М. Мюллер (Англия) и др., пользуясь «палеолингвистической» методикой, стремились реконструировать древнюю мифологию, объясняя содержание мифов обожествлением явлений природы, например светил («солярная теория») или грозы («метеорологическая теория»). В России принципы «этимологического» изучения мифов оригинально разработал Ф. И. Буслаев; он возводил героев былин к мифам о возникновении рек («Дунай»), о великанах, живущих в горах («Святогор»), и т. п. В пределах «аналогического» направления (В. Шварц, В. Манхардт) возникла «демонологическая», или «натуралистическая», теория, которая объясняла происхождение мифов поклонением «низшим» демоническим существам. Своеобразный синтез различных теорий М. ш. труд А. Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу» (1866 1869).
Методология и ряд теоретических выводов М. ш. были отклонены последующими филологическими школами и направлениями (см. Фольклористика и Литературоведение), вместе с тем М. ш. сыграла важную роль в развитии науки: расширила представления о мифологии, обратившись наряду с античными к мифам древних индийцев, иранцев, германцев, кельтов, славян; способствовала активному собиранию фольклора разных народов, поставила ряд важных теоретических проблем (в т. ч. проблему народности искусства); заложила основы сравнительного изучения мифологии, фольклора и литературы. Пришедшие на смену ей направления продолжали изучать проблему мифологизма фольклора и литературы, пользуясь добытыми ею обширными материалами. О неомифологизме как литературоведческом направлении XX в. см. Ритуально-мифологическая критика.
В. Е. Гусев.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.